Инициатива. Поиск. Результат.
Строительный комплекс Челябинской области.

Вступление в союз

Анкета
Образец заявления

Градостроительство

Контактная информация

454092, Россия, г. Челябинск, ул. Елькина, 84 ,
тел./факс: (351) 283-08-43
Эл. почта: chmss74@mail.ru
RSS рассылка

Версия для печати

Состоялось итоговое заседание Коллегии Минстроя России

Оно прошло под председательством Первого вице-премьера Правительства России Игоря Шувалова и главы Минстроя России Михаила Меня.

Тезисы доклада М. Меня на заседании коллегии Минстроя России об итогах деятельности Министерства в 2016 году

Уважаемые коллеги!

Представляю доклад о деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за 2016 год.

Начну с жилищного строительства, которое является локомотивом строительной отрасли. По вводу жилья -  удалось преодолеть планку в 80 млн кв. метров. Индустриальное строительство удалось удержать примерно на уровне прошлого года, а индивидуальное жилищное строительство несколько «просело» в связи с сокращением объема регистрации домов в рамках дачной амнистии.

Ввод стандартного жилья (переходим к этой формулировке, вместо жилья экономического класса) за прошлый год составил 39,9 млн кв. метров, что составляет 50% от общего объема ввода в 2016 году и на 10% больше, чем в 2015 году;

Во многом таких результатов удалось достичь благодаря реализации программы субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам. В прошедшем году выдано 856 344 ипотечных кредита на общую сумму почти 1,5 трлн. рублей,  из них 60% - кредиты с господдержкой.

Что касается направления стратегического развития «Ипотека и арендное жилье». Основной целью является улучшение жилищных условий граждан путем обеспечения высоких темпов ввода жилья. Данная задача будет реализовываться в том числе путем: первое - финансирование строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории. В этом году поддержку получил 31 регион и в результате мы дополнительный объем ввода в размере порядка 5 млн. кв. м жилья. Далее - вовлечение в жилищное строительство неэффективно используемых земель в городах, включая промышленные зоны.

Третье - повышение доступности ипотечных кредитов для граждан и снижение финансовых рисков путем формирования ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг, внедрения электронных закладных и иных мер.

А также реализация АИЖК «пилотных» проектов по строительству специализированного арендного жилья, в том числе с использованием механизмов коллективных инвестиций, и выработки на этой основе предложений по дальнейшему развитию рынка арендного жилья.

В части долевого строительства, более 80% от общего объема индустриального домостроения составляют дома, строительство которых ведется с привлечением средств граждан. По итогам 2016 года прирост количества заключенных договоров долевого строительства составил 3,3% относительно 2015 года.

В настоящее время на территории страны более 5,5 тысяч застройщиков возводят 14 тысяч объектов строительства с привлечением средств населения. Их общая площадь этих объектов превышает 113 млн кв. метров.

Количество действующих договоров участия в долевом строительстве по итогам 2016 года составило более 1 миллиона;

В настоящее время фиксируется наличие 714 «проблемных» объектов в 67-ми регионах.

В связи с этим, в целях защиты интересов граждан-участников долевого строительства существенно ужесточены «правила игры» в рамках жилищного строительства с привлечением средств граждан.

Так, создан Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства. Установлены дополнительные требования к раскрытию информации застройщиком. Установлены требования к минимальному размеру уставного капитала застройщиков, имеющих право привлекать средства граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов. Далее, расширяются полномочия контролирующих органов в части контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых по договору участия в долевом строительстве.

Вводится механизм проектного финансирования банками долевого строительства жилья. Создается реестр застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на основании договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Разработан действенный механизм передачи объектов незавершенного строительства и обязательств от застройщика, находящегося в процедуре банкротства, новому застройщику, принявшему на себя исполнение обязательств перед участниками строительства вместо прежнего застройщика.

В ГосДуму внесен законопроект, предусматривающий наделение Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства рядом функций по управлению компенсационным фондом, а самое главное - исключающий дублирование обязательных платежей застройщиков.

В части градостроительной деятельности мы проводим большую работу по совершенствованию системы ценообразования в строительстве. В рамках реформирования системы ценообразования в строительстве принят закон, предусматривающий создание предпосылок для перехода на ресурсный метод определения цены строительства, создание государственной информационной системы ценообразования в строительстве и запуск системы мониторинга стоимости строительных ресурсов.

В рамках выполнения государственного задания в 2016 году разработано и актуализировано более 2000 элементных сметных нормативов и методических документов сметно-нормативной базы.

С сентября этого года заработает государственная информационная система ценообразования и мы приступим к мониторингу стоимости строительных ресурсов.

С 2018 года определение сметной стоимости строительства объектов будет осуществляться уже по новым правилам.

Применение актуализированных нормативов цены строительства и использование результатов мониторинга стоимости строительных ресурсов приведет к повышению эффективности и достоверности планирования капитальных вложений, оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения.

Что касается совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли, в 2016 году институт саморегулирования в строительной отрасли претерпел существенные изменения, введен региональный принцип формирования саморегулируемых организаций. Такой подход обеспечивает усиление контроля за деятельностью строительных организаций и конструктивное взаимодействие с органами власти в регионах.

Создана система ответственности перед заказчиком одного лица – генерального подрядчика, в том числе по договорным обязательствам. Все остальные организации освобождаются
от обязательности членства в СРО, что снижает финансовую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Исключена необходимость членства в СРО для лиц, выполняющих строительные контракты на сумму до трех миллионов рублей.

Введена система мер, направленных на обеспечение сохранности компенсационных фондов саморегулируемых организаций и предотвращение финансовых злоупотреблений со стороны СРО.

Утверждены требования к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций.

В настоящее время Минстроем России осуществляется мониторинг практики применения новых «правил игры»,
по итогам которого при необходимости будут сформированы предложения по дополнительной корректировке законодательства.

Мы также работаем над созданием системы эффективного проектирования.

Введено обязательное применение экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Внесены изменения в законодательство, согласно которым Российская Федерация обладает исключительными правами
на проектную документацию, разработанную в соответствии с заключенным государственными или муниципальными контрактами.

В настоящее время в реестр проектов повторного применения включено 275 объектов.

Совершенствование технического регулирования в строительстве. С 2015 года проведен анализ порядка 5 тысячнормативно-технических и методических документов.

В рамках выполнения задачи по актуализации базы нормативно-технических документов за 2016 год разработано и актуализировано 104 свода правил.

Среди обновленных сводов правил - актуальные и остро востребованные строительной отраслью уточненные климатические параметры и общее сейсмическое районирование, уточненные требования к проектированию зданий и сооружений, обеспечивающие доступность
для инвалидов жилых помещений, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В 2016 году выполнены 55 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по определению нормируемых параметров, в том числе в области информационного моделирования в строительстве; производства строительных работ; основных положений надежности строительных сооружений; проектирования жилых, общественных
и производственных зданий и многое другое.

Модернизация коммунальной инфраструктуры и привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время сформирована законодательная и нормативно-правовая база для привлечения в отрасль инвесторов:

- введено долгосрочное тарифное регулирование;

- нормативно закреплена необходимость учета в тарифах предпринимательской прибыли;

- введено требование об обязательном участии региона в качестве стороны концессионного соглашения, отвечающей за соблюдение тарифной формулы;

-разрешена передача в концессии МУПов и ГУПов с долгами, а также с не до конца зарегистрированным имуществом, что крайне важно. Это было сделано по многочисленным просьбам как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований.

- в результате принятых мер третий год подряд мы наблюдаем существенное повышение активности инвесторов в отрасли, за 2016 год заключено в два раза больше концессионных соглашений чем годом ранее (580 концессионных соглашений), а объем инвестиций по ним составляет порядка 67 млрд рублей. Всего общий объем инвестиций в рамках концессионных соглашений на сегодня составляет 196 млрд рублей;

- на объектах, переданных в концессию, снижение аварийности в тепле составило 47%, потерь – 18%, в водоснабжении и водоотведении – 21% и 14% соответственно. То есть мы видим, что приход концессионеров меняет картинку достаточно наглядно;

- совместно с Агентством стратегических инициатив организован отбор эффективных механизмов развития ЖКХ. В настоящее время уже подготовлено порядка 30 проработанных решений максимально готовых к тиражированию. Со Сбербанком в скором времени мы запустим «коробочные» решения для концессионеров, для их масштабного внедрения в регионах. Это очень важное решение. В случае, если концессионер заключает с муниципалитетом концессионное соглашение именно в тех условиях, которые предлагает «коробочное» решение, то Сбербанк готов к кредитованию такого проекта по концессии.

Что касается расселения аварийного жилья. По оперативной информации целевой показатель 2016 года выполнен на 101,7%, расселено 2,67 млн. кв. метров, в новые квартиры переехали более 169 тыс. человек;

- для полного выполнения поручения Президента остается расселить порядка 3 млн. кв. метров;

- более подробно о реализации региональных программ расселения аварийного жилья расскажет Сергей Вадимович Степашин в своем содокладе.

Программа капитального ремонта многоквартирных домов запускалась очень сложно, но сегодня даже по обращениям граждан, которые поступают в наше министерство, мы видим, что качество этих вопросов совершенно иное. Сегодня люди больше задают вопросы относительно сохранности средств, относительно качества капитального ремонта, относительно очередности капитального ремонта и другие вопросы, нежели это было полтора-два года назад, когда вопросы задавались относительно того, зачем вообще нужна эта программа;

- в 2016 году проведен ремонт 41 424 домов общей площадью 135,0 млн кв. метров, в которых проживает более 5 млн человек. Это в 2 раза больше, чем в 2015 году, когда стартовала программа;

-очень важный показатель – то, что продолжает расти собираемость взносов на капремонт. Сегодня она составляет 85,7% и выросла в сравнении с 2015 годом на 8,5%. Это говорит о том, что сегодня понимание того, что программа действительно необходимо у людей есть;

- в 1 497 домах вследствие проведенного капитального ремонта повышен класс энергетической эффективности;

- для запуска системы кредитования капитального ремонта были проработаны основные механизмы кредитования и ряд банков уже начали выдавать соответствующие кредиты. Уже выдано 79 кредитов на общую сумму 94 млн рублей.

Что касается еще одного приоритетного проекта по жилищно-коммунальному хозяйству и городской среде.

В рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «ЖКХ и городская среда» Минстроем ведется работа сразу по двум направлениям: «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» и «Формирование комфортной городской среды».

В рамках направления «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» к 2020 году планируется снизить аварийность на объектах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также повысить уровень удовлетворенности граждан жилищно-коммунальными услугами.

Для достижения указанных целей предполагается, в том числе:

А) передача в концессию всех неэффективных МУПов и ГУПов;

Б) планируется «донастройка» тарифного законодательства;

В) введение индекса качества услуг ЖКХ, на основании которого будет в дальнейшем составляться рейтинг регионов;

Г) внедрение единого стандарта сервиса управления многоквартирными домами;

- в рамках второго направления в приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды» планируется:

А) реализовать первоочередные меры по благоустройству во всех населенных пунктах с численностью населения более 1 тысячи человек с учетом требований доступности для людей с ограниченными возможностями. Для этого в законе о бюджете между регионами распределено 20 млрд федеральной поддержки, и субъекты с начала года приступили к реализации соответствующих мероприятий;

Б) также планируется утвердить федеральную методологию, предусматривающую в том числе обязанность собственников нежилой недвижимости содержать прилегающую территорию, участие граждан в отборе проектов благоустройства. По сути, впервые такой проект с федеральным финансированием, когда люди будут определять какой знаковый объект в том или ином муниципалитете нуждается в благоустройстве в первую очередь;

В) ежегодно обучать региональных и муниципальных специалистов по формированию городской среды;

Г) проводить ежегодный отбор лучших реализованных проектов по благоустройству и поощрять регионы в которых они реализованы;

Д) сформировать общедоступную базу лучших практик благоустройства и методик вовлечения населения в процесс создания комфортной городской среды.

Г) кроме того, по заказу АИЖК будут разработаны концепции благоустройства общественных пространств в 40 городах, в том числе принимающих гостей в рамках предстоящего Чемпионата мира по футболу, а также общие методические рекомендации по подготовке и реализации проектов застройки и благоустройства жилых территорий.

Вот коротко те направления, которые были в работе за прошедший год у министерства. Спасибо за внимание!