Инициатива. Поиск. Результат.
Строительный комплекс Челябинской области.

Вступление в союз

Анкета
Образец заявления

Градостроительство

Контактная информация

454092, Россия, г. Челябинск, ул. Елькина, 84 ,
тел./факс: (351) 283-08-43
Эл. почта: chmss74@mail.ru
RSS рассылка

Версия для печати

Обратите внимание.

На пленарном заседании 24 января Госдума рассмотрела в первом чтении законопроекты, которыми вносятся существенные изменения в законодательство о долевом строительстве, а также устанавливаются новые виды штрафов для застройщиков. Проект федерального закона №322973-7, предусматривает усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,

Законопроекты внесены группой депутатов от всех фракций во главе с Председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным и направлены на защиту прав участников долевого строительства во исполнение поручений Президента.

Первый законопроект представляет собой поправки в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ. Он вводит единую вертикаль органов государственной власти, отвечающих за контроль в сфере долевого строительства, солидарную ответственность собственников компании застройщиков за ущерб, который может быть причинен гражданам. Также этот законопроект устанавливает контроль текущей деятельности застройщиков.

«Это исключительно важно, потому что речь идет не только о том, чтобы застройщик соответствовал каким-то требованиям на входе, что называется, в проект, но также во время каждого дня своей работы над проектом соблюдал все требования законодательства, — заявил председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. — В случае если эти требования будут нарушены, то мы даем полномочия Фонду защиты прав участников долевого строительства, а также надзорным органам приостанавливать деятельность застройщика в части привлечения средств граждан».

Николай Николаев подтвердил информацию коллеги по фракции «Единая Россия» депутата Александра Сидякина о том, что сегодня 80% многоквартирного жилья строится с привлечением средств дольщиков. «Эти деньги никуда не денутся, — заверил он парламентариев. — Просто теперь они будут поступать застройщикам не напрямую, а под контролем банков».

А депутат Сергей Катасонов (ЛДПР) в ходе парламентской дискуссии высказал мнение, что в результате принятия этого закона в стране не будет обманутых дольщиков, но «объемы возводимого жилья упадут вдвое, а цены вырастут в полтора раза». Тем не менее, законопроект принят единогласно: за него проголосовали 424 депутата.

Другой законопроект, принятый депутатами, является спутником первого. Это изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которыми предлагается ввести серьезные штрафы за непредоставление или за нарушение порядка предоставления информации в единую информационную систему жилищного строительства (ЕИСЖС), неправомерную выдачу (или не выдачу) заключения застройщику на право привлекать средства граждан, а также за неправомерное использование наименования «специализированный застройщик» (с 1 июля этого года эта деятельность не может быть совмещена ни с какой другой). Об этом законопроекте портал ЕРЗ также ранее подробно информировал читателей.

Внесенные законопроекты направлены на выполнение поручений Президента РФ Владимира Путина от 5 ноября 2017 года № ПР-2261. Второе чтение законопроекта запланировано на конец февраля — начало марта.

Поручения Президента РФ, пишет портал ЕРЗ, содержали несколько групп задач.

Первая группа: совершенствование деятельности контролирующих органов

Согласно законопроекту порядок контроля в сфере долевого строительства будет определяться губернаторами. При этом Правительством РФ будут устанавливаться требования к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства.

Руководители органов контроля в сфере долевого строительства будут назначаться и освобождаться губернаторами по согласованию с Минстроем России в порядке, установленном Правительством РФ.

Указанные нормы обеспечивают в полном объеме реализацию соответствующей группы поручений Президента. Следует отметить, что авторы законопроекта пошли дальше и предложили внести в закон следующие нормы сверх требований главы государства:

• контроль в сфере долевого строительства передается органам госстройнадзора или специализированному органу;

• Минстрой России наделяется полномочиями по утверждению формы заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям 214-ФЗ.

Вторая группа: усиление роли Фонда защиты прав дольщиков. Введение возможности отказа в приеме взносов застройщиков в компенсационный фонд

Согласно законопроекту предлагается наделить Фонд полномочиями по осуществлению на постоянной основе контроля соответствия застройщиков установленным к ним требованиям (в статье 3 закона о долевом строительстве) на основании информации, сведений и документов, размещенных в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).

При этом в отношении застройщиков добавляется требование обязательности соблюдения нормативов финансовой устойчивости. При нарушении указанных нормативов застройщик не вправе привлекать средства дольщиков.

Фонд будет также наделен полномочиями направлять уведомления в Росреестр о выявленном несоответствии застройщика обязательным требованиям. Наличие указанного уведомления является основанием для приостановления регистрации ДДУ.

Законопроектом вводится обязанность органа контроля направлять предписания застройщикам, если нарушения требований выявлены Фондом.

Указанными нормами все поручения Президента РФ, относящиеся к этой группе, закрываются. И здесь авторы законопроекта пошли дальше текста поручений. Если в действующем законе при неисполнении установленных требований застройщику запрещено осуществлять привлечение в строительство средств граждан, то по законопроекту запрет накладывается на привлечение средств всех участников долевого строительства, в том числе юридических лиц.

Третья группа: формирование в рамках ЕИСЖС реестра разрешений на строительство многоквартирных домов

Авторы законопроекта предлагают обязать Росреестр и органы госстройнадзора вносить в ЕИСЖС сведения о выданных разрешениях на строительство.

В развитие этой нормы предлагается обязать Росреестр и госстройнадзор вносить в ЕИСЖС множество иной информации, необходимой для эффективного функционирования системы.

Кроме того, предлагается увеличить перечень документов, которые застройщик обязан вносить в ЕИСЖС, включив в этот перечень в отношении строящихся им домов:

• градостроительный план земельного участка;

• схему планировочной организации земельного участка;

• правоустанавливающие документы на земельный участок.

Также застройщик будет обязан вносить в ЕИСЖС:

• расчет размера собственных средств и нормативов финансовой устойчивости застройщика;

• сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Четвертая группа: усиление ответственности бенефициаров застройщиков

Законопроектом вводится норма о неограниченной ответственности бенефициара по обязательствам юридического лица (застройщика) перед дольщиками за причиненные застройщиком убытки.

Проектируемую норму стоит привести полностью: «Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия застройщика, в том числе возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика, несет солидарную ответственность с застройщиком за убытки, причиненные гражданам — участникам долевого строительства».

Фактически в долевом строительстве отменяется один из основополагающих принципов, лежащих в основе понятия о юридическом лице и предпринимательской деятельности, — принцип ограниченной ответственности.

В развитие этой проектируемой нормы предлагается обязать застройщиков размещать сведения о бенефициарах и структуре учредителей в проектной декларации.

Пятая группа: защита прав граждан, средства которых привлекались застройщиками по схемам облигаций и ЖСК

Из перечня законных способов привлечения средств в жилищное строительство законопроектом исключается выпуск жилищных сертификатов. Указанная схема разрешена только в случае, если размещение таких жилищных сертификатов начато до дня вступления в силу предлагаемого закона.

Привлечение средств по схеме ЖСК будет ограничено только случаями предоставления таким кооперативам земельных участков в безвозмездное срочное пользование из муниципальной или государственной собственности. При этом ЖСК должен быть создан до дня вступления в силу данного законопроекта.

О том, как будут решаться проблемы граждан, средства которых уже привлечены в проблемные дома по схемам ЖСК и жилищных сертификатов, документ умалчивает. В этой части поручение Президента РФ пока что остается открытым.

Незакрытые поручения Президента РФ

Остались незакрытыми несколько пунктов поручений Президента РФ.

Пункт о совершенствовании критериев отнесения к числу пострадавших дольщиков будет решаться через приказ Минстроя России. Изменений федерального закона не требуется.

Пункт об усилении ответственности контролирующих органов, как следует из пояснительной записки к представленному документу, будет решаться отдельным законопроектом о внесении изменений в КоАП.

Пункт о поэтапном замещении средств граждан банковским финансированием жилищного строительства (утверждение дорожной карты) будет закрыт актом Правительства РФ.

Остается неопределенной судьба только одного пункта поручения главы государства — о повышении ответственности губернаторов за обеспечение защиты прав граждан — участников долевого строительства.

Дополнительные нормы, ужесточающие требования к деятельности застройщика

Законопроект содержит множество дополнительных норм, которые не связаны с исполнением поручений Президента РФ.

Оплата цены ДДУ будет определена только в безналичном порядке.

Ужесточаются (с трех до пяти лет) сроки, в течение которых действует запрет на профессию для лиц застройщика, допустивших банкротство своих компаний.

Нормы о запрете на профессию распространяются в отношении лиц, которые прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют долей от 5% в корпоративном юридическом лице (сейчас 25%).

Вводится запрет для застройщика размещать депозиты в ином банке, кроме того уполномоченного банка, в котором у него открыт расчетный счет.

Уполномоченный банк наделяется правом отказывать застройщику в принятии к исполнению распоряжений о совершении операций. При этом банк освобождается от ответственности за незаконный отказ.

Проектная декларация будет заполняться в электронной форме на сайте ЕИСЖС, а не на сайте Минстроя России.

Единый реестр застройщиков ведется на сайте ЕИСЖС и является частью ЕИСЖС.

Вводятся механизмы электронного взаимодействия застройщиков, контролирующих органов, Фонда через ЕИСЖС.

Перечень оснований для приостановления регистрации ДДУ расширяется на случай поступления уведомления Фонда или контролирующего органа о неисполнении застройщиком обязанности по передаче участнику долевого строительства объекта долевого строительства в течение 6 месяцев со дня наступления такой обязанности. Также регистрация ДДУ будет приостанавливаться Росреестром, если регистратор самостоятельно выявил наличие просрочки передачи квартир более чем на 3 месяца.

Дополнительные нормы, смягчающие требования к деятельности застройщика

Застройщику разрешили иметь нецелевые обязательства сверх лимита 1%, но только в части исполнения гарантийных обязательств по сданным домам.

Появилась возможность смены уполномоченного банка и соответствующий механизм.

Появилась возможность снятия запрета на регистрацию ДДУ при устранении застройщиком допущенных нарушений.

Отменена обязанность ведения официального сайта. Все сведения застройщик будет размещать в ЕИСЖС.

Прибыль от проекта разрешается размораживать после регистрации права собственности первого дольщика.

При работе по схеме счетов эскроу будет отменена необходимость выполнять требования:

• о наличии положительного заключения экспертизы;

• о размере собственных средств застройщика (не менее чем 10% от стоимости строительства);

• о наличии лимита денежных средств на банковском счете застройщика;

• о запрете наличия обязательства по кредитам, займам, ссудам; по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, не связанных с привлечением денежных средств; наличия выпуска или выдачи ценных бумаг;

• о запрете использования имущества, принадлежащего застройщику, для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц.

В частности, проектируемая в законопроекте статья 14.28.2 КоАП будет посвящена ответственности за невнесение информации в Единую информационную систему жилищного строительства (ЕИСЖС). Наказанию могут быть подвергнуты застройщики, должностные лица органа контроля в сфере долевого строительства, государственного строительного надзора, Росреестра, иных органов и организаций, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в ЕИСЖС. Ответственность будет наступать в случае:

• не размещения информации;

• нарушения установленных порядка, способов и (или) сроков размещения информации;

• размещения информации не в полном объеме;

• размещения заведомо искаженной информации.

Размер штрафа для должностных лиц определен в размере 30 тыс. руб.; для юридических лиц — 200 тыс. руб. При повторном нарушении размер штрафа для должностных лиц увеличивается до 100 тыс. руб., для юридических лиц — до 300 тыс. руб. Должностные лица могут быть подвергнуты дисквалификации на срок до трех лет.