Инициатива. Поиск. Результат.
Строительный комплекс Челябинской области.

Вступление в союз

Анкета
Образец заявления

Градостроительство

Контактная информация

454092, Россия, г. Челябинск, ул. Елькина, 84 ,
тел./факс: (351) 283-08-43
Эл. почта: chmss74@mail.ru
RSS рассылка

Версия для печати

Актуальное интервью.

Владимир Якушев рассказал «Эксперт-Уралу», как строительная отрасль будет развиваться в 2019 году.

— Владимир Владимирович, глава государства поставил задачу к 2024 году выйти на строительство 120 млн кв. метров жилья в год. Но изменения законодательства, регулирующего долевку, могут существенно повлиять на объемы вводимого жилья.

— Решения, которые приняты в рамках перехода на цивилизованные методы финансирования жилищного строительства, предстоит реализовать в максимально сжатые сроки. Мы прекрасно понимаем, что на первом этапе (в 2019 — 2020 годах) реформа приведет к снижению объемов строительства. Но после того, как рынок очистится и система заработает, мы нарастим объемы и к 2024 году подойдем к тем параметрам, которые позволят выполнить задачи, поставленные в указе президента. Ответственности за это с нас никто не снимал. Сегодня мы очень плотно работаем с Центральным банком, головными офисами основных банков, которые будут осуществлять непосредственно проектное финансирование. И очень важно, чтобы точно такая же работа проводилась на территории субъектов РФ. Подготовкой к этому переходу надо заниматься уже сейчас и застройщикам, и банковскому сообществу. А регионам нужно помочь найти с ними общий язык, чтобы изменения для отрасли прошли максимально безболезненно.

— Рынок покинут слабые игроки. Но многие из них сейчас реализуют проекты в рисковой зоне.

— При реформировании отрасли и жестком подходе к изменению финансирования жилищного строительства пристального внимания потребуют компании, ведущие проекты с низкой маржинальностью или даже с отрицательным результатом. Себестоимость стройки растет гораздо быстрее, чем цена, ограниченная покупательной способностью. До 1 июля очень важно понять, сколько проектов у нас перейдет в красную зону. Это проекты, которые никогда не получат проектного финансирования, с ними придется разбираться в ручном режиме. Необходимо избежать проблемы недостроенных объектов и обманутых дольщиков. Нужны грамотные управленческие решения.

— Сколько жилья построено в 2018 году?

— По предварительной оценке, в 2018 году ввод жилья составил около 75 млн кв. метров. Это меньше, чем в предыдущие годы, и связано с последствиями кризисных явлений в экономике в 2014 — 2015 годах. Сейчас вводится объем 2014 кризисного года, когда число новых проектов снизилось.

В 2018-м зафиксирован рекордный рост рынка ипотечного кредитования. По состоянию на 1 ноября выдано 1,17 млн кредитов на общую сумму 2,37 трлн рублей. Это выше аналогичного периода 2017 года на 44,4% в количественном и на 58,2% в денежном выражении. (Подробнее об ипотеке и ситуации на рынке кредитования см. «С новым банковским годом», с. 16. — Ред.)

— Результат достигнут в том числе благодаря ускорению выдачи разрешений на строительство? 

— Вы же знаете, что Россия поднялась сразу на 67 позиций и заняла 48-е место в мире по доступности получения разрешения на строительство в рейтинге Doing Business. Проведенные реформы позволили значительно упростить эту процедуру.

— Сколько средств было выделено на строительство в регионах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в 2018 году?

— Финансирование получили сто инвестпроектов из 33 регионов. Федеральные деньги были направлены на строительство 132 объектов: это 92 образовательных учреждения, три поликлиники и 37 автомобильных дорог. По итогам конкурсных процедур уже известно, что в 2019 году федеральные субсидии получат проекты жилищного строительства в 42 субъектах РФ. Планируется строительство 131 объекта, в их числе 68 общеобразовательных учреждений, две поликлиники и 61 дорога.

Минстрой формирует реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования. Сейчас реестр включает 858 типовых проектов: школы, детские сады, объекты здравоохранения, жилые дома и т.д. Многократное применение документации позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств при выполнении проектно-изыскательских работ. Реестр типовых проектов может пополниться зданиями, которые под одной крышей объединяли бы детский сад, школу, дом культуры.

— Частью нацпроекта «Жилье и городская среда» также является федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

— В 2019 году стартует новая федеральная программа расселения аварийного жилья. Объем федерального финансирования — 432 млрд рублей. Уровень софинансирования регионов составит 14%. Оператором выступит Фонд ЖКХ. Переселение граждан пройдет в несколько этапов. На первом планируется запустить программу на основании механизмов расселения, которые успешно зарекомендовали себя в предыдущие годы. 

— В прежней программе были изъяны.

— Мы знаем о них. Например, что в старых зданиях в больших количествах за бесценок скупали жилье, чтобы затем получить компенсацию или новую квартиру — такой вот своеобразный бизнес. Другая история: дома «за уши» притягивались в категорию аварийных, чтобы использовать их земельные участки под коммерческую застройку. Чтобы таких случаев больше не было, документ будет серьезно доработан: появятся ограничения, которые отсутствовали в предыдущей программе. Кроме того, субъектам РФ дадим такие механизмы, чтобы для реализации программ сноса аварийного жилья привлекались в том числе внебюджетные источники. Можно идти по бюджетной модели, а можно включать другие механизмы и демонстрировать более высокий результат. Каждый регион будет решать, каким путем он пойдет. Но сносить мы должны больше, чем аварийным фондом ставится на учет. Такого результата мы должны достичь в каждом субъекте РФ.

— На формирование комфортной городской среды паспортом нацпроекта предусмотрено 300 млрд рублей. Этого достаточно? 

— Федеральное финансирование предусмотрено на все шесть лет реализации этого проекта. Однако 300 млрд рублей на 85 регионов — не столь большие деньги. Поэтому была серьезная дискуссия о том, что эти деньги необходимо направить на благоустройство общественных пространств — парков, скверов, набережных, а дворы оставить на попечение региональных и местных бюджетов. В результате дискуссии решили: в 2019 году благоустройство дворов также будет поддерживаться из федерального бюджета. Общую результативность программы оценим по итогам 2018 и 2019 годов. А затем на основании полученных данных, если это будет необходимо, внесем коррективы в правила финансирования на следующие годы.

Кстати, в 2018 году в рамках программы «Комфортная городская среда» благоустроено 22 тыс. объектов. В программе участвовало более 3 тыс. муниципалитетов, где проживает около 107 млн человек.

— Определены пилотные регионы, которые станут участниками программы «Умный город». Каковы ваши ожидания от «приземления» этого проекта?

— Ключевой целью цифровизации городской инфраструктуры является повышение конкурентоспособности российских городов в борьбе за человека. Разработан комплекс мероприятий, выполнение которых позволит вывести города на качественно новый уровень и даст им право называться «умными». С начала года регионы приступят к реализации этих задач. В числе целевых показателей проекта — перевод информации в сферах ЖКХ, благоустройства, градостроительства и архитектуры в машиночитаемый вид, создание цифровых инструментов участия жителей в принятии решений по вопросам городского развития, рост доли УК и ресурсоснабжающих предприятий, применяющих автоматизированные системы диспетчеризации, увеличение числа многоквартирных домов, подключенных к автоматизированным системам учета коммунальных ресурсов. Онлайн-сервисы взаимодействия властей с горожанами позволят оперативно работать с обращениями и жалобами граждан, жители смогут вносить свои инициативы, публично обсуждать планы и приоритеты градостроительства, благоустройства и другие важные городские вопросы.

— Казалось бы, до цифровизации ли ЖКХ при таком количестве проблем в отрасли.

— Жилищно-коммунальный комплекс — это тяжелая ежедневная работа: без канализации, холодной и горячей воды невозможно представить себе городскую среду. При этом эта вечно недофинансированная отрасль всегда под жестким прессом критики. В таких условиях и нужны интеллектуальные ресурсы, умные решения. Еще одна важная задача — не мешать отрасли лишними регулирующими нормами. Сейчас без нормативного документа там и шага нельзя сделать.

Интервью опубликовано на сайте Минстроя России.