Инициатива. Поиск. Результат.
Строительный комплекс Челябинской области.

Вступление в союз

Анкета
Образец заявления

Градостроительство

Контактная информация

454092, Россия, г. Челябинск, ул. Елькина, 84 ,
тел./факс: (351) 283-08-43
Эл. почта: chmss74@mail.ru
RSS рассылка

Версия для печати

Не нанести ущерба строительству.

Основная тема встречи – привлечение с 1 июля 2019 года средств граждан для строительства жилья с использованием счетов эскроу. С соответствующими докладами выступили Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства и генеральный директор акционерного общества «ДОМ.РФ» Александр Плутник. За два года, по словам президента, страна должна окончательно избавиться «от такого позорного явления как обманутый дольщик».

Из стенограммы обсуждения этого вопроса, которая полностью размещена на сайте Кремля.

В. Якушев: Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы очень подробно обсуждали этот вопрос, очень важный для отрасли жилищного строительства субъектов Российской Федерации.

В Казани на расширенном заседании президиума Государственного совета под Вашим председательством был дан четкий перечень поручений, как мы будем двигаться. Согласно этому перечню мы сегодня проделываем эту совместную работу с субъектами Российской Федерации, банковским сообществом, Центральным банком, «ДОМ.РФ», Министерством строительства и ЖКХ.

Что очень важное было отмечено. В процессе нашего обсуждения в Казани мы определились, что в рамках выпущенного постановления Правительства Российской Федерации часть проектов (критерии мы должны были определить совместно с субъектами Российской Федерации) должны получить право достроить эти проекты по старым правилам. Часть проектов должна перейти на проектное финансирование с 1 июля этого года. Конечно, мы обсуждали все риски, которые в связи с этим могут возникнуть.

На протяжении этого времени была проделана достаточно большая работа, Центральный банк внес изменения в ряд своих нормативных документов, создав тем самым условия для застройщиков в более понятном и прозрачном получении проектного финансирования.

Также ряд субъектов Российской Федерации обращались с тем, что сегодня на территории субъектов Российской Федерации количество банков, которое было определено постановлением Правительства, недостаточно. Поэтому Правительство такое постановление выпустило. Был понижен рейтинг банков, которые могут работать с проектным финансированием и эскроу-счетами до BBB-. Соответственно, количество таких банков увеличилось с 63 до 100. Поэтому в этих мероприятиях мы двигались достаточно системно.

По поручению Виталия Леонтьевича Мутко была поставлена четкая задача – определить в каждом субъекте Российской Федерации те проекты, которые будут достраиваться по старым правилам. Те проекты, которые должны перейти на проектное финансирование и начать работу с эскроу-счетами, и субъекты Российской Федерации также заявили о том, что существуют риски проектов, которые могут не попасть в первую и вторую группу.

Я сразу хочу оговориться, что это очень живая работа, потому что один из критериев по постановлению Правительства – это готовность объекта до 1 июля, естественно, сегодня идет активное строительство, потому что летний период достаточно активный. Но тем не менее я хотел бы озвучить, какая тенденция на сегодняшний день намечается и как проекты в квадратных метрах сегодня раскладываются по этим трем категориям.

Согласно единой системе жилищного строительства мы видим сегодня, что в стройке на территории Российской Федерации находится 123,5 миллиона квадратных метров жилья, из них 87 миллионов квадратных метров – это те проекты, которые продолжат строительство по старым правилам.

В. Путин: Это сколько в процентах получается?

В. Якушев: Это получается 70 процентов.

36,5 миллиона квадратных метров жилья – это те проекты, которые должны получить проектное финансирование и перейти на работу с эскроу-счетами. Естественно, что четкую оценку мы получим только после того, как все проекты пройдут банковские учреждения и получат заключения кредитных комитетов.

Но тем не менее, по оценке субъектов Российской Федерации, на сегодняшний день картина выглядит следующим образом: 26,1 миллиона квадратных метров – очень высокая вероятность, что эти застройщики по этим проектам получат проектное финансирование и продолжат работу уже со счетами эскроу.

По 2,8 миллиона квадратных метров есть серьезные опасения, что данные проекты не смогут получить проектное финансирование. И 7,6 миллиона квадратных метров, которые сегодня также находятся, как мы говорим, не в красной, но в желтой зоне, – от 30 до 28 процентов мы оцениваем, что там тоже могут возникнуть вопросы. Это порядка 2,3 миллиона квадратных метров.

Таким образом, сегодня мы видим в зоне риска совместно с субъектами Российской Федерации порядка 5,1 миллиона квадратных метров жилья, которые могут не получить проектное финансирование. Поэтому главная задача и главная работа, которая сегодня проходит у нас в ручном режиме, – каждый субъект Российской Федерации отсматривает проект, работает с застройщиками, работает с банковским сообществом.

Работа была выстроена именно таким образом, что в каждом субъекте Российской Федерации работает комиссия под руководством заместителя, который курирует жилищное строительство, для того чтобы у нас было четкое понимание, какие проекты получат у нас проектное финансирование, какие проекты не получат, и что мы должны предпринять, чтобы соответствующим образом не получить остановленные объекты и, естественно, обманутых дольщиков.

В соответствии с проектом поручений, который был подписан Вами, Владимир Владимирович, по итогам нашего заседания в Казани, этот вопрос также был обсужден и был предложен один из механизмов, для того чтобы подстраховать вот эти проекты, которые у нас могут не получить проектное финансирование. Поэтому один из таких механизмов, когда Фонд по защите прав дольщиков долевого строительства может предоставлять поручительство тем застройщикам, которые не смогут самостоятельно получить проектное финансирование. Такая поправка внесена сегодня в законопроект, он прошел первое чтение, и мы планируем, что где-то 18 июня уже должен пройти комитет, и затем второе чтение этого закона.

Соответственно, инструмент для поддержки тех проектов, о которых я выше сказал, по которым возникают риски, на сегодняшний день Правительством Российской Федерации предусматривается. Также внесены необходимые изменения в проект федерального бюджета для того, чтобы иметь возможность при возникновении таких критических ситуаций на первом этапе такие проекты поддержать. Поэтому в этом направлении работа также идет.

Принято решение и внесены необходимые поправки в закон о бюджете этого года о том, чтобы дофинансировать банк «ДОМ.РФ», который будет как раз решать вопросы, связанные с проектным финансированием, и под гарантию, о которой я выше сказал, предоставлять такое финансирование тем застройщикам, проекты которых могут попасть в зону риска, о которых я также доложил.

Поэтому в этом направлении работа у нас идет, есть понимание, к чему мы должны подойти. Естественно, это непростая реформа для отрасли жилищного строительства, но задача перейти на проектное финансирование по новым проектам с 1 июля 2019 года уже всем понятна, никаких дискуссий нет, застройщики идут в банки за проектным финансированием, работа налаживается. И мы считаем, что в этом направлении мы будем идти поступательно.

Мы также предполагаем, что в рамках начала работы уже всей отрасли по новым правилам возникнут, наверное, еще какие-то вещи, которые придется уточнить в рамках осенней сессии [Госдумы]. Мы с профильным комитетом постоянно находимся в контакте, обсуждаем эти вопросы, в том числе и с субъектами Российской Федерации, и возможно, что какие-то вещи мы уточним.

Еще раз повторяю, что процесс достаточно непростой и сложный, требует постоянной корректировки. Поэтому мы в этом направлении будем двигаться, для того чтобы данную реформу довести до логического завершения, и чтобы приобретение жилья нашими гражданами было понятным, прозрачным, с той защитой, о которой мы уже говорим второй год, когда застройщик не имеет прямого отношения к деньгам гражданина, и получает эти деньги только после того, когда выполнит все обязательства перед гражданином. Соответственно, с применением системы эскроу-счетов, которая на сегодняшний день также прописана в нашем законодательстве.

У меня все. Спасибо.

В.Путин: Спасибо.

Владимир Владимирович, Вы сказали, будем идти поступательно по пути реформы. Это как? Каким темпом «довести до логического завершения»? И когда этот счастливый момент настанет?

В.Якушев: Владимир Владимирович, во-первых, что касается новых проектов. Все, что касается новых проектов, они идут только на проектное финансирование и только с открытых счетов эскроу. Все, что касается тех проектов, которые попали под постановление Правительства, они должны закончить данные проекты не более чем в течение двух лет.

В.Путин: И вот это соотношение 70 на 30, оно кардинально изменится?

В.Якушев: Конечно. Их не будет, этих проектов.

В.Путин: Я понимаю.

В.Якушев: Они все будут идти только через проектное финансирование, по счетам эскроу.

В.Путин: Я хотел, чтобы Вы сказали об этом вслух. «Их не будет», – Вы сказали.

В.Якушев: Да.

В.Путин: Хорошо.

Пожалуйста, Александр Альбертович.

А.Плутник: Уважаемый Владимир Владимирович!

По Вашему поручению Правительство на базе «ДОМ.РФ» создан набор механизмов для обеспечения и поддержки перехода на новую модель финансирования в жилищном строительстве и в целом для сбалансированного развития спроса и предложений в жилищной сфере.

Первый и главный наш приоритет – это защита граждан, которые вкладывают свои средства на стадии строительства. Владимир Владимирович Якушев упомянул информационную систему, которую мы создали, и мы сейчас, Владимир Владимирович, видим каждый дом. В России строится 14,5 тысяч многоквартирных домов. Это практически 2,5 миллиона квартир. Строительство осуществляют 4300 застройщиков, которые привлекают по текущей модели средства граждан на стадии строительства. Фонд в соответствии с решениями, принятыми Вами и Правительством, гарантирует дострой этих объектов. В случае возникновения проблем мы будем достраивать эти объекты в соответствии с программой, которая утверждается Правительством.

В день на стадии строительства продается 1700 квартир. Из них 50 процентов продаются с ипотекой. Ипотека продолжает оставаться основным инструментом улучшения жилищных условий.

При этом мы видим (проводили специальные обследования вместе с ВЦИОМ), что повышение гарантий, уверенности граждан в дострое увеличит спрос именно на первичном рынке жилья.

Поэтому мы совместно с Министерством финансов и Центробанком готовим определенную программу по увеличению доступности в фондировании ипотеки для банков, чтобы хоть на какой-то процент, но ипотека становилась дешевле именно на строящееся жилье. Сейчас ставки на строящееся жилье составляют порядка 10,3 процента.

Несмотря на определенные изменения, Вы знаете, ставок в ипотеке все-таки на первичном рынке есть увеличение числа граждан, которые получили ипотеку за четыре месяца текущего года именно на строящееся жилье, где-то на 2 процента.

По тем объектам, которые уже по тем или иным причинам не достраиваются, мы сформировали инфраструктуру достроя. И у нас есть формат еженедельных совещаний у Виталия Леонтьевича, где мы обсуждаем проблемы каждого субъекта, и формируем программы, по которым уже в текущем проекте федерального бюджета, который внесен в Государственную Думу, предусмотрено выделение первых 16 миллиардов для достроя брошенных объектов в субъектах Федерации.

Отдельно через правкомиссию, которую Виталий Леонтьевич возглавляет, большое количество земельного ресурса, находящегося в федеральной собственности, предоставлено безвозмездно для решения текущих проблем в разных субъектах, текущих проблем именно с долевым строительством.

Второй наш ключевой приоритет, Владимир Владимирович, – это поддержка строительной отрасли. Весь тот объем жилья, который сегодня строится, он, если его перевести в деньги, в стройке находится 4,7 триллиона рублей. Из 4,7 триллиона 3,7 триллиона – это средства граждан. Банковское кредитование – 0,6 триллиона, и где-то 0,4 – это собственные средства застройщиков. В целевой модели будет только два источника, это будут собственные средства застройщика и банковское кредитование, которое будет выдавать банки.

Разрешите буквально два слова про инструкцию, которую Банк России утвердил. Мы сами как акционеры банка все время взаимодействуем с Центробанком по резервам. Эта инструкция, по сути, сформировала четыре новые группы для кредитования. Причем изменен подход, проверка застройщика со всей его хозяйственной деятельностью больше не осуществляется. В рамках проектного финансирования фокус сделан на проектах.

Таким образом, банки получили возможность относить именно проект, не застройщика целиком, а конкретно его проект обособленно в определенную группу по резервированию, что требует существенно меньших резервов, и как следствие делает эти кредиты более доступными, и банки, используя свой капитал, могут больше таких кредитов просто предоставить в силу необходимости создавать меньше резервов.

В дополнение к этому мы по поручению Правительства сделали специальный механизм гарантирования таких кредитов за счет того капитала, который нам Правительством предоставлен. Это позволяет участвовать в системе региональным и не очень крупным банкам, но и крупным банкам, которые имеют большие портфели. Такой объем, нам представляется, будет интересен, и такой инструмент будет служить дополнительной поддержкой.

Что касается банка, по Вашему поручению также предусмотрена докапитализация на 20 миллиардов рублей. Мы отработали с Министерством финансов, с Антоном Германовичем Силуановым. Мы понимаем, что если продукты этого банка будут востребованы, мы в следующий бюджетный цикл, у нас есть определенные договоренности с Министерством финансов, с Виталием Леонтьевичем, что мы дополнительный капитал также будем использовать, если используем тот, который будет предоставлен эффективно.

В целом, Владимир Владимирович, вот этот плавный переход на новую модель финансирования, которую Министр сейчас докладывал, он защитит граждан и, безусловно, обеспечит выполнение тех национальных целей развития, которые определены указом.

В.Путин: А как сам Центральный банк оценивает готовность банковской системы к этой работе?

Э.Набиуллина: Действительно, опыта работы банков с жилищным строительством было немного, так как было долевое строительство, поэтому нужно учиться и разворачивать компетенции и банкам, и застройщикам.

Как Рустам Нургалиевич сказал, у крупных банков есть специалисты, они развернули сеть, по практически всем регионам показали свои продукты. Сейчас (тоже я могу дать цифры) мы ведем мониторинг со стороны банков, работает 17 банков, они получили 1337 заявок из 72 субъектов Федерации, причем заявки эти увеличиваются с каждым месяцем: прирост в феврале был 194 заявки, март – 350, апрель – по 20 мая – 592.

По тем данным, которые мы получили из Минстроя, что ориентировочно на эскроу-счета должно перейти 4227 проектов, сейчас поступили заявки от 27 процентов тех, кто предполагает перейти к эскроу-счетам. То есть не от всех поступили еще заявки, кто должен переходить на эскроу-счета. Основные заявки – это Москва, Московская область, Санкт-Петербург.

Нами действительно разработаны рекомендации для банков по взаимодействию с застройщиками, установлен рекомендуемый срок рассмотрения заявки, это 45 дней. Сейчас пока эти сроки выше, больше, мы смотрим 68 дней. Но крупные банки поставили себе сроки меньше, до 25 дней. И наша задача – отработать процедуру, чтобы сроки рассмотрения сокращались.

Действительно, при этом были внесены изменения в нашу нормативную базу. Но как мы договаривались, мы в нее внесли изменения раньше, для того чтобы на первых проектах отработать, и уже какую-то точечную настройку в нормативную базу по резервированию вносить. Вот такие точечные настройки, первая порция, была подготовлена, мы опубликовали, и сейчас будем вносить дополнения. То есть это такая работа по мере разворачивания будет происходить.

Проект действительно сложный, компетенции надо наращивать и банкам. Они это понимают, кстати. Банки прекрасно понимают, что национальный проект с увеличением объемов строительства – это хороший бизнес для банков в будущем, развитие жилищного строительства. Поэтому сигналы им даются, для того чтобы они деятельность разворачивали.

Может быть, еще об одном элементе скажу. У нас создана совместная комиссия на площадке Минстроя, где участвуют и сотрудники Центрального банка, для рассмотрения жалоб, конфликтных ситуаций между банками и застройщиками. Эта комиссия была создана, когда мы вводили банковское сопровождение, но она также работает и сейчас. Будем смотреть, если будет возникать недопонимание, точно так же все их отрабатывать.

С.Собянин: Эльвира Сахипзадовна правильно сказала о том, что возникают конфликтные ситуации между застройщиками и банками, и на площадке Центробанка, Правительства такие конфликты разрешаются. Но это уровень, на который сейчас мы только входим начиная проект. Мне кажется, нам нужно дополнительно урегулировать взаимоотношение с банками, потому что сегодня они становятся ключевым институтом. На стадии, когда застройщики заходят в банки на проектное финансирование, у нас, например, они практически все заявились. Но в какой стадии эти заявки, какие проблемы возникают у застройщиков и банков – мы не знаем, или знаем на каких-то добрых отношениях с банками. Законодательно – это коммерческая тайна банка. Это первая стадия.

На второй стадии мы получим проектное финансирование в массовом порядке банков и застройщиков. Там будут возникать технологические проблемы, связанные с задержкой финансирования. Например, банк будет задерживать на день, на неделю, на месяц финансирование по каким-то причинам, связанным с проектным финансированием. Мы об этом знать не будем. Мы узнаем информацию об этом, когда будут какие-то серьезные проблемы.

Нам же нужна постоянно действующая легальная информация от банков по всем проблемам, которые возникают между банками и застройщиками. Для этого нужно либо изменить инструкцию Центробанка, либо внести в законодательство банковское какие-то поправки, которые бы позволяли уполномоченным органам государственной власти в области долевого строительства такой информацией обладать и легально взаимодействовать с банками, тогда эффективность этих процессов будет значительно лучше.

Мне кажется, это важный вопрос. Мы пока до конца еще не понимаем, насколько он проблемный, но мне кажется, в ближайшее время мы почувствуем, что нам не хватает таких инструментов.

В.Путин: У Вас есть какие-то комментарии?

Э.Набиуллина: Мы отработаем эту тему. Я думаю, что в принципе предоставление информации субъектам Федерации возможно с согласия заемщика. Если застройщик согласен, чтобы эта информация предоставлялась, тогда не будет нарушения законодательства о банковской тайне. Но мы должны дополнительно рассмотреть.

Конечно, хотелось бы, чтобы притом, что субъекты Федерации действительно мониторят эту ситуацию, банки продолжали принимать решения, основываясь на анализе рисков.

В. Путин: Эльвира Сахипзадовна, это согласие застройщика – или прописать, что должен быть заранее согласен, или ведь если не прописать, банки всегда могут построить работу таким образом, что он будет согласен. Надо просто в открытую, мне кажется, сформулировать открытые правила, понятные и прозрачные.

Э. Набиуллина: Но мы должны соблюдать все-таки требования к банковской тайне. Мне кажется, в рамках общих требований к банковской тайне можно найти механизм. Договорились, отработаем.

В.Путин: Уважаемые коллеги, мы с вами занимаемся чрезвычайно важным вопросом, он очень чувствителен для людей. Нам нужно сделать все, что от нас зависит, для того чтобы в ближайшее время, в ближайшие несколько лет, пару лет, мы избавились от такого позорного словосочетания и явления, как обманутый дольщик. Нужно переложить риски с плеч граждан на плечи финансовых организаций, застройщиков и на государство. Но сделать это нужно необременительным для отрасли способом с тем, чтобы, как мы с вами многократно говорили, не нанести ущерба объемам жилищного и другого строительства. Надо очень внимательно к этому отнестись.

Поэтому мы все решения, которые принимали в этой сфере, сверяли со строительным бизнесом. Это очень важный сектор экономики, один из локомотивов развития и обеспечения темпов роста всей экономики страны, это смежные отрасли, строительные материалы, рабочие места и так далее. Очень аккуратно нужно к этому подходить, но двигаться в этом направлении нужно обязательно, двигаться так, как у нас запланировано и решено на уровне законов и подзаконных актов Правительства Российской Федерации.

Я очень рассчитываю на то, что мы все с вами будет держать это под контролем и при необходимости вносить необходимые коррективы, но с тем, чтобы не тормозить процесс, а, наоборот, ускорить его и сделать его эффективным.