Инициатива. Поиск. Результат.
Строительный комплекс Челябинской области.

Вступление в союз

Анкета
Образец заявления

Градостроительство

Контактная информация

454092, Россия, г. Челябинск, ул. Елькина, 84 ,
тел./факс: (351) 283-08-43
Эл. почта: chmss74@mail.ru
RSS рассылка

Версия для печати

Обязательное условие.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел в подмосковной Щербинке совещание посвященное развитию производства промышленной продукции, необходимой для успешной реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». В ходе мероприятия глава правительства назвал ряд мер, которые необходимо предпринять по этому направлению для обеспечения застройщиков и подрядчиков качественными российскими стройматериалами, техникой и оборудованием. Это, по его словам, является обязательным условием для наращивания объемов ввода жилья.

Из стенограммы совещания о развитии производства промышленной продукции, необходимой для обеспечения реализации национального проекта «Жилье и городская среда», размещенной на интернет-портале Правительства России.

Д.Медведев: Сегодня мы обсудим специальную, но важную тему по продукции для нужд строительства. Мы начали масштабный национальный проект по жилью и городской среде. Напомню: за ближайшие шесть лет мы должны обеспечить существенный рост количества семей, которые улучшат свои жилищные условия, – это приблизительно 5 миллионов семей в год к 2024 году. Задача сложная, требует комплексного подхода и серьёзной работы на всех уровнях власти, но самое главное – работы строительного сектора. Важно расселить непригодные для жилья дома и принимать меры, чтобы аварийный фонд сокращался, одновременно формируя комфортную городскую среду. Всё это требует весьма значительных вложений от государства, до конца 2024 года – порядка триллиона рублей. Бóльшая часть этих денег, 90%, из федерального бюджета. Остальное – средства регионов и деньги из внебюджетных источников.

На что хочу обратить внимание? Стройка масштабная, будут появляться новые дома – и частные, и многоквартирные. То, что мы задаём такие темпы строительства, не должно влиять на качество зданий, их безопасность. Поэтому у застройщиков должно быть всё необходимое – подъёмные краны другие машины, лифты, вентиляционные системы, я уже не говорю о стройматериалах, это понятно. При этом с учётом нашего курса на импортозамещение это должно быть российским. Сейчас надо проанализировать наше производство именно в разрезе того, как исполнить национальный проект, – и в этом тоже одна из целей сегодняшней встречи, – принять меры стимулирования тех или иных направлений.

Несколько слов о самих направлениях.

Первое – строительная и грузоподъёмная техника.

Что касается строительно-дорожной, коммунальной и прицепной техники, то это направление в целом растёт. За последние два года, начиная с 2016 года, производство такой техники выросло почти в два раза. Этого удалось добиться в том числе за счёт мер господдержки, например, благодаря программе льготного лизинга, в соответствии с которой покупатели получили скидку от 10 до 15% от цены техники.

Нужно обратить внимание и на существующий в России парк крановой техники. Он насчитывает порядка 115 тыс. машин. Приблизительно три четверти таких машин – старше 10 лет. Поэтому использование такой техники – это не только вопрос безопасности (хотя это исключительно важно), качества (что тоже очень важно), но и вопрос удорожания стоимости строительных работ. Сегодня мы должны использовать эту возможность, чтобы обновить парк кранов и грузоподъёмных машин и обеспечить производителей такой техники заказами.

Второе – строительные материалы.

Здесь мы, надо признаться, ушли от зависимости от зарубежных технологий, оборудования и сырьевых компонентов. Уровень импорта не превышает 4%. Здесь мы уверенно наращиваем экспорт. Тем не менее предприятия, которые занимаются стройматериалами, у нас загружены приблизительно наполовину – от 45 до 65%. Цель по нацпроекту – 120 млн кв. м в год (к 2024 году) – позволит выйти на загрузку под 80%. У отрасли огромный потенциал. Нужно использовать его по максимуму, а для этого также нужны меры стимулирования.

В отношении лифтового оборудования. Мы встречаемся на Щербинском лифтостроительном заводе. Я посмотрел, как он работает, ознакомился с продукцией.

Ежегодно в России в эксплуатацию вводится порядка 40 тыс. лифтов. Большинство из них (около 70%) сделано нашими производителями. Но 30% – иностранными производителями. Здесь надо подумать. Надо принять меры по дополнительному стимулированию производства в нашей стране и устранению недобросовестной конкуренции, если она имеется.

При этом предприятия могут покрыть эту потребность. А потребность у нас – около 40 тыс. сейчас: на оснащение новостроек – 30 тыс. в год и на обновление лифтового парка – порядка 10 тыс. в год. Загрузка заводов тоже не является достаточной. Поэтому, ещё раз подчёркиваю, спрос нужно стимулировать. Готов послушать ваши предложения.

В регионах также много уже достаточно старых лифтов. Не все регионы этой проблемой занимаются. Нужно проработать все вопросы, включая вопрос о том, как обеспечить соответствие лифтового оборудования требованиям безопасности. Давайте эти предложения обсудим.

Я назвал некоторые направления того, что нужно делать в части промышленной продукции, чтобы реализовать национальный проект по жилью и городской среде.

Я уверен, у вас есть и дополнительные идеи, давайте их послушаем. Прошу выступать всех компактно, имея в виду, что в основном мы собрались для того, чтобы послушать прежде всего предложения, как простимулировать работу производителей. Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову), хотелось бы услышать Ваш анализ ситуации в дополнение к тому, что уже было мной сказано.

Д.Мантуров: При реализации масштабного национального проекта «Жильё и городская среда» мы рассчитываем на активное использование наработок нашей промышленности. Основной акцент, естественно, будет сделан на индустрию строительных материалов. Это позволяет сконцентрироваться на качественном росте индустрии, прежде всего за счёт внедрения новых материалов, передовых технологий и ограничений в части устаревших решений. В рамках нацпроекта с Минстроем мы планируем актуализировать и разработать более 700 нормативно-технических документов в этой части.

Параллельно продолжим внедрение механизма подтверждения соответствия. Таким подходом уже охвачены цемент, радиаторы отопления, теплоизоляционные материалы, сухие смеси и растворы. Аналогичную практику планируем распространить на более широкую номенклатуру стройматериалов. Соответствующее постановление внесём в Правительство в ближайшее время. Для наглядности эффективности такой меры могу привести пример по цементу. За два года не соответствующая стандарту продукция снизилась на 50%.

Говоря об оснащении домов необходимым оборудованием, хотел бы отметить готовность наших предприятий полностью обеспечить потребность в счётчиках, в первую очередь счётчиках газа, воды, тепла и электроэнергии.

В части лифтов остановлюсь на вопросах безопасности эксплуатации. Сегодня существует практика, когда лифты устанавливают и обслуживают организации, специалисты которых не авторизованы производителями. Поэтому мы считаем необходимым нормативно закрепить требования участия заводов в аттестации специализированных монтажных организаций в целях обеспечения качества безопасности при установке, ремонтах и замене лифтового оборудования. В связи с формированием дополнительного спроса на лифты российского производства в рамках реализации нацпроекта и региональных программ капитального ремонта мы считаем целесообразным обеспечить консолидацию лифтостроительной отрасли, в том числе и для наращивания её экспортного потенциала, а я считаю, что такая перспектива есть. При этом в рамках федерального проекта по расселению непригодного для проживания жилфонда необходимо предусмотреть приоритетное использование именно отечественных лифтов.

Для наращивания спроса на российскую строительно-дорожную технику мы рассчитываем продолжить реализацию наиболее востребованного рынком инструмента льготного лизинга. Данная мера будет оказываться в рамках единого механизма поддержки лизинга, который сейчас модернизируется. И мы с коллегами из Правительства в ближайшее время завершим работу.

Кроме того, считаем необходимым донастроить регуляторику по госзакупкам строительной и дорожной техники. Несмотря на то что по ряду позиций у нас уже действует прямой запрет на закупку импортных машин, зачастую его обходят через приобретение услуг. В связи с этим мы уже внесли в Правительство предложение распространить действие ограничений на лизинг. Считаем целесообразным аналогичный подход реализовать в отношении всех услуг, осуществляемых с использованием строительно-дорожной техники.

Что касается менее масштабных сегментов, которые также будут задействованы в нацпроекте, таких как климатическое оборудование, кабельные и инженерные сети, светотехника, – всю необходимую номенклатуру мы уже сегодня научились производить и производим. 

Тем самым наша промышленность фактически полностью готова выполнить заказы в рамках нацпроекта. Для этого необходимо предусмотреть механизмы приоритетного использования российских материалов и оборудования. Мы сейчас с коллегами прорабатываем требования, которые уже заложены в 719-е постановление.

Прошу поддержать наши предложения.

В.Якушев: Указ Президента определяет одну из ключевых целей развития нашей страны. Мы должны к 2024 году обеспечить улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно. Задача достаточно амбициозная. При подготовке паспорта национального проекта мы учитывали географию нашей страны. Мы понимаем, где у нас будет более активно расти спрос, а соответственно, и предложение по жилью. И с Минпромторгом проводили анализ, какие мощности и где на карте страны мы имеем на сегодняшний день.

Вопрос улучшения жилищных условий граждан не связан только лишь со строительством к 2024 году 120 млн кв. м жилья в год. Здесь нужно говорить и об аварийном жилом фонде и проведении качественного капитального ремонта. В рамках этих задач Минстрой сегодня отрабатывает с Минпромторгом формирование некоего заказа: что должно произойти с нашей промышленностью.

Мы оценили данные мощности. В том, что касается их дозагрузки, у нас запас прочности есть. Но перед нами стоит ещё одна очень важная задача в рамках национального проекта: мы должны строить не просто квадратные метры, а качественное жильё, должны внедрять передовые технологии. Также одна из ключевых задач, поставленных в рамках паспорта национального проекта, – это установление ограничения использования устаревших технологий в проектировании и строительстве. Это одна из главных задач, которой мы будем заниматься с 2019 по 2024 год.

В рамках этой задачи нам необходимо актуализировать и вновь создать, написать более 700 нормативно-технических документов.

Эта работа идёт последние четыре года, она системно финансируется. В её рамках удалось обеспечить возврат науки в техническое нормирование строительства. Более 90 новых параметров, методик, расчётных положений были получены в результате прикладных научных исследований и вошли в нормативную базу в 2016–2018 годах. Теперь эту работу необходимо продолжить.

Хотелось бы на примере показать, к чему приводит качественно подготовленный документ в рамках технического регулирования. Переход на высокотехнологичное энергоэффективное низкоэмиссионное стекло, которое ранее было установлено в СНиП «Тепловая защита зданий», в рамках изменённого свода правил даёт окупаемость за полтора-два года. Мы также получили серьёзный эффект выхода на экспорт наших предприятий, которые производят такую продукцию. И если в 2013 году мы импортировали на 43% больше, чем продавали за рубеж, то уже в 2017 году экспорт превысил импорт практически в семь раз. И нужно сказать, что сегодня бóльшая часть данной продукции экспортируется именно в страны Западной Европы. Это прямая связь, когда техническое регулирование Минстроя – это фактический заказ для Министерства промышленности – даёт такой серьёзный результат. И мы рассчитываем, что в рамках нашей совместной работы мы этот результат получим при реализации национального проекта.

Ещё один важный момент, который был наработан за эти годы. У нас есть (они в разной степени готовности и возможности работать, но мы их докручиваем) четыре мощные государственные информационные системы.

Первая – это система единой государственной регистрации положительных заключений госэкспертизы. Это очень важно, потому что, когда мы видим, что на сегодняшний день заказчики закладывают в проекты, это даёт нам массив данных, по которым мы определяем, на какие строительные материалы они сегодня ориентируется.

Вторая автоматизированная информационная система – это «Реформа ЖКХ», её ведёт Фонд содействия реформированию ЖКХ. Там тоже видны все объёмы и непосредственно видно, где будут проводиться ремонты. Это тоже информационная система, где мы практически видим заказ для нашей промышленности.

Третья информационная система – это ФГИС ЦС [государственная информационная система ценообразования в строительстве]. Когда туда будут заноситься данные, мы чётко будем видеть, где применяются стройматериалы, которые производятся на территории Российской Федерации, либо где у нас много импорта. Соответственно, туда идём и меняем ситуацию в другую сторону. Естественно, все эти системы должны координироваться с информационной системой, которую ведёт Минпромторг, – ГИС П [государственная информационная система промышленности]. В рамках такой цифровой базы данных наши решения будут гораздо более профессиональными.

Что касается лифтов. Цифры Вы обозначили: в 2014 году мы ввели в эксплуатацию 35,2 тыс. лифтов, из которых 38% – это были импортные лифты. Сейчас вводим порядка 40,5 тыс. лифтов, импорт составляет 28%. То есть динамика положительная, и запас в этом плане есть. Также увеличению ввода лифтов способствует запущенная с 2008 года программа замены лифтов в рамках осуществления капитального ремонта многоквартирных домов. За это время заменено 78,1 тыс. лифтов. Объём ежегодной замены лифтов вырос в шесть раз: 2 тыс. штук мы меняли в 2008 году и 13 тыс. штук – в 2017 году. За 2018-й ещё нет статистики. В этом отношении работа идёт полным ходом.

Что касается предложений, которые мы совместно с Минпромторгом сформулировали к сегодняшнему совещанию. Мы считаем, что надо расширять присутствие нашей продукции с точки зрения лифтового оборудования. Надо запускать механизмы прямой закупки у заводов-производителей, убирать многочисленных посредников. Необходимо, чтобы сегодня был запущен процесс аттестации организаций, которые осуществляют наладку лифтового оборудования. Потому что сегодня сам завод может давать большую скидку, максимум бизнеса уходит в те компании, которые делают наладку этого оборудования, и происходит некий перекос. Нам кажется (это наше совместное мнение), что такая процедура даст возможность навести порядок и напрямую закупать у производителя. Тогда мы будем понимать ценообразование и экономику нашего производителя.

Ещё ряд предложений мы сформулировали, и по итогам, я думаю, будут сделаны предложения.

Д.Медведев: Применительно к лифтам: надо порядок навести в той части, о которой Вы говорили. Я имею в виду и участие самих предприятий в сертификации, и меры, которые были предложены по прямым закупкам у производителей. Надо в том числе разобраться и с производителями: у кого есть все необходимые разрешения, у кого их нет. Мы сегодня говорили применительно к Щербинскому заводу: здесь есть испытательный стенд, а на других предприятиях этих стендов нет. Но тогда возникает вопрос, где они что испытывают. Это повод посмотреть на состояние дел в отрасли, поддержать тех, кто работает более качественно.

Я сейчас не призываю к каким-то окончательным решениям, просто нужно точно с этим разобраться. Как нужно посмотреть и на вопросы импорта и в части лифтов, и в части другой строительной техники, о которой мы сегодня говорим. Потому что у нас есть крупные ниши, которые образовались на нашем рынке. И наши партнёры участвуют довольно активно – около трети по лифтам сейчас принадлежит иностранцам. Само по себе присутствие иностранных конкурентов – это неплохо, но надо, чтобы всё это происходило на сопоставимых экономических условиях. Чтобы здесь не было демпинга, прямой поддержки, которая противоречит общеэкономическим правилам, включая правила ВТО.

Просил бы тоже на эту тему обратить внимание. Поскольку рынок большой, он увеличивается с каждым годом. Цифры, которые я назвал и мои коллеги, свидетельствуют о том, что всё равно количество строительной техники и лифтов будет возрастать в экономике – объём их монтажа и последующего использования. Поэтому нужно обязательно сделать так, чтобы на рынке была справедливая конкуренция в этой сфере. Прошу тоже предоставить мне здесь предложения.

Давайте сейчас обсудим, есть ли ещё какие-то идеи по поводу того, что можно было бы сделать по поддержке производства для выполнения национального проекта.