Инициатива. Поиск. Результат.
Строительный комплекс Челябинской области.

Вступление в союз

Анкета
Образец заявления

Градостроительство

Контактная информация

454092, Россия, г. Челябинск, ул. Елькина, 84 ,
тел./факс: (351) 283-08-43
Эл. почта: chmss74@mail.ru
RSS рассылка

Версия для печати

Система управления затратами

В России на федеральном уровне начат полномасштабный процесс введения Единой федеральной системы управления затратами в строительстве. Подробнее о нем рассказывает технический директор ООО «Челинформцентр» Елена Горностаева:

— Вопрос создания в России единой упорядоченной, мобильной и достоверной системы управления затратами в строительстве был актуален всегда и давно действует в странах с развитой рыночной экономикой. Экономический кризис только обострил необходимость её принятия и полномасштабный процесс проведения планомерной работы по построению такой системы начат на федеральном уровне с участием регионов и в России.

Как известно, строительство здания начинается с фундамента. Так и построение единой системы управления затратами начато со своего рода «фундамента» — сметной нормативной базы, а именно её уточнения. Министерством регионального развития РФ уточняются государственные нормативы путем отмены ранее действующих и введения новых (уточненных). Перед территориями поставлена задача — привести в сжатые сроки территориальные нормативы в соответствие с «уточненными» государственными.

Государственные и территориальные нормативы — это те кирпичики (единый реестр ресурсов, элементные сметные нормы и единичные расценки на виды работ), которые будут положены в основу дальнейшего развития системы управления затратами, а именно построения на их основе укрупненных нормативов — показателей стоимости строительства (УПСС) и показателей стоимости конструктивных решений (ПСКР).

Укрупненные показатели стоимости конструктивных решений (ПСКР) — будут выражать сумму затрат на единицу вида конструкции. Они будут иметь дифференцированные показатели стоимости на основной измеритель конструктивного решения (1 кв. м. пола, 1 куб. м. кирпичной кладки, 1 пог. м. водопровода и так далее).

Укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС) — будут выражать сумму затрат на основной функциональный измеритель объекта-аналога (1 кв. м общей площади жилья, 1 куб. м. спортивного сооружения, 1 пог. км. линейных объектов) и определяться на основании комбинации стоимостных показателей конструктивных решений.

Объединяющим звеном системы управления затратами в строительстве послужит комплекс взаимосвязанных нормативно-методических и информационно-справочных документов, для определения стоимости строительства (в планируемых показателях) на трех основных стадиях инвестиционного процесса: бюджетное планирование, проектирование, строительство.

Существенная особенность системы — определенные на стадии бюджетного планирования расчетные показатели затрат станут предельными. Они сформируют лимит финансирования на основе укрупненных показателей стоимости. Это и будет отправной точкой. Далее лимит финансирования станет основным параметром технического задания на проектирование и основным условием при проведении аукциона по выбору проектировщика. Это же условие должно стать основным в государственном контракте на проектирование (запроектировать объект, со стоимостью не выше заданной).

Федеральным законом от 24.07.2007215-ФЗ внесены изменения в федеральный закон № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а именно в статью 14 «Проверка эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и достоверности их сметной стоимости».

Предполагается, что сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять с участием бюджетных средств, должна подлежать проверке на предмет её достоверности в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В основу проверки, должно быть положено, условие проверки стоимости (этап, следующий за государственной экспертизой) на предмет её соответствия укрупненным показателям. Таким образом, возможность проектной сметы превысить заданный на начальном этапе лимит финансирования будет сведена к нулю.

Следующий этап — формирование начальной цены контракта будет осуществляться уже в заданных стоимостных границах,
а аукцион (конкурс) установит конкурентное снижение цены контракта.
Предполагается, что до конца года работа по созданию системы управления стоимостью строительства в целом будет завершена на федеральном уровне.

Региональным центром по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве начата работа по приведению территориальных сметных нормативов Челябинской области в соответствие с утвержденными Минрегионом России государственными сметными нормативами. Срок поставлен очень сжатый — до 1 июля 2009 года.

Приказом Минрегиона России от 11.04.2008 № 44 введен в действие новый порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности. Этот порядок зарегистрирован Минюстом России как нормативный правовой акт. Порядком регламентирована процедура введения в действие сметных нормативов территориального уровня, а также создание Реестра нормативов в области сметного нормирования и ценообразовании в сфере градостроительной деятельности, действующих на территории Российской федерации. В реестр могут быть включены сметные нормативы территориального уровня только в новой уточненной редакции. При этом нормативы территориального уровня не включенные в реестр действующих сметных нормативов прекратят свое действие.

При отсутствии в субъекте Российской Федерации территориальных нормативов согласованных Минрегионом России и включенных в реестр действующих, единственной возможностью останется работа по федеральным нормативам 1-го территориального района (Московской области) с привязкой к местным условиям строительства (региональному уровню цен) до введения в действие территориальных нормативов. По опыту прошлых лет все регионы разработали территориальные нормативы, и изложенная схема являлась временной.

Работа по временной схеме по федеральным, а затем территориальным сметным нормативам потребует поддержание двух баз, переоснащение рабочих мест, переобучение, сопровождение (обеспечение индексами к двум базам, обеспечение текущей стоимостью ресурсов по разным классификаторам ресурсов), разработку схемы привязки нормативов 1-го территориального района (Московской области) к местным условиям (региональному уровню цен). Нам бы хотелось успеть в срок и привести территориальные нормативы Челябинской области в соответствие государственным, как это и предполагается Минрегионразвития РФ.