Инициатива. Поиск. Результат.
Строительный комплекс Челябинской области.

Вступление в союз

Анкета
Образец заявления

Градостроительство

Контактная информация

454092, Россия, г. Челябинск, ул. Елькина, 84 ,
тел./факс: (351) 283-08-43
Эл. почта: chmss74@mail.ru
RSS рассылка
Версия для печати

Реформа контроля и надзора.

Проектный комитет подвёл итоги реформы госконтроля за 2017 год и одобрил стандарт пересмотра требований к бизнесу.

27 апреля 2018 года

Итоги реализации приоритетной программы по реформированию госконтроля за 2017 год подвели 24 апреля на заседании проектного комитета под председательством куратора реформы, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, сообщает сайт ведомтсва. Проектный комитет также одобрил Стандарт качества нормативно-правового регулирования обязательных требований и план повышения качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, на заседании одобрили программы профилактики рисков, подготовленные МЧС, Росздравнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством.

Из 61 контрольной точки, запланированной на 2017 год, удалось достичь 52, доложил руководитель Аналитического центра при правительстве РФ Константин Носков. Подконтрольные субъекты и объекты распределены по категориям риска, утверждены перечни показателей результативности и эффективности надзорных органов, началось использование проверочных листов, содержащих требования к бизнесу. По 19 видам контроля приняты постановления правительства, устанавливающие внедрение риск-ориентированного подхода, согласно которому проверки концентрируются там, где больше рисков. В результате 60% подконтрольных субъектов отнесены к низкой категории риска, они не будут подвергаться плановым проверкам. При этом 3,75% предприятий попали в чрезвычайно высокую и высокую категории риска, они будут проходить через плановые проверки каждый год. Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода число плановых проверок, заявленных на 2018 год, снизилось на 8% по отношению к прошлому году, сообщил Константин Носков.

По итогам первого года реализации реформы удалось достигнуть одного из главных целевых показателей — по снижению смертности. Число смертельных случаев по рискам, которые контролируют надзорные органы, с 2015 года сократилось со 182 тыс. до 156 тыс. Эти данные получены с учётом ревизии ведомственной и государственной статистики.

Важнейшим направлением реформы является профилактика нарушений на предприятиях. Доля профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности МЧС, к примеру, должна к концу 2018 года вырасти на 35% по сравнению с 2016 годом и на 45% к концу 2020 года. Административные и финансовые издержки предпринимателей, связанные с надзорной деятельностью ведомства, должны снизиться на 10% к 2018 году и далее на 3% ежегодно.

Программы по профилактике МЧС, Росздравнадзора и ФМБА могут стать образцовыми для других надзорных ведомств, считает Михаил Абызов. Они детально проработаны и, что самое важное, дают инспекторам на местах понимание, что и как нужно делать.

За 2017 год Общественно-деловой совет реформы подготовил более 400 предложений по отмене устаревших или избыточных требований, на их основе утверждено 18 «дорожных карт». Пересмотр 20 обязательных требований в рамках «дорожных карт» в гражданской авиации, производстве продуктов питания и розничной торговле позволит бизнесу экономить не менее 5 млрд рублей в год. На заседании проектного комитета были одобрены ещё 3 «дорожные карты»: по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в области безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок, в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, а также в сфере сделок с недвижимостью.

Общие указания по установлению новых и пересмотру действующих обязательных требований зафиксированы в Стандарте качества нормативно-правового регулирования обязательных требований, который подготовил Минюст на базе проделанной работы по подготовке «дорожных карт» по оптимизации обязательных требований.

Министр поручил Минюсту до 1 февраля 2019 года внести предложения по обновлению стандарта с учётом практик, которые к тому времени будут наработаны. Но стандарт может привести к некоторым дополнительным ограничениям свободы бюрократического творчества, указал Михаил Абызов. В случае возникновения трудностей в осуществлении нормативно-правового регулирования изменения могут быть внесены раньше этого срока.

Согласно документу, пересмотр действующих обязательных требований должен осуществляться органами власти на регулярной основе, а порядок организации в ведомстве этой работы и ответственные за это руководитель и подразделение должны быть определены в ведомственных актах. Любые ограничения и обязательные предписания должны соответствовать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, говорится в документе.

Нормативно-правовое регулирование должно быть основано на оценке риска, то есть должна оцениваться вероятность наступления неблагоприятных последствий в случае несоблюдения обязательных требований. Среди критериев качества обязательных требований — ясность формулировок, обоснованность, эффективность, законность и соответствие лучшим международным практикам. Также в стандарте прописаны признаки устаревшего, избыточного и дублирующего требования. Кроме того, требование подлежит пересмотру, если оно принято до введения ОРВ, а также если это требование нарушается крайне редко. Основанием для пересмотра является, помимо прочего, противоречивая судебная или административная практика, а также предложения, поступившие от бизнеса.

На заседании проектного комитета, помимо прочего, были утверждены паспорта двух проектов, реализуемых в рамках реформы госконтроля. Они касаются внедрения эффективных механизмов кадровой политики в надзорных органах и системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности.

Проектный комитет также рассмотрел паспорт приоритетного проекта «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях». По словам замминистра экономического развития Саввы Шипова, регионы по-разному относятся к реформе контроля и надзора, у них есть разные практики. Кто-то считает, что паспорт точно соответствует тем приоритетам, которые уже определены в регионе. Кто-то говорит, что повестка у них несколько иная. Некоторые регионы заявляют, что у них нет ресурсов для того, чтобы широко реализовать все мероприятия реформы. В свою очередь, Михаил Абызов поручил Минэкономразвития дать регионам детальные и развёрнутые методические рекомендации, чтобы руководители аппаратов губернаторов или их заместители понимали, в каком формате необходимо давать свои предложения. После чего предстоит определиться, в каком формате каждый из регионов готов реализовать разработанный паспорт: либо в базовом формате, либо «по программе минимум», либо в рамках индивидуальных паспортов, указал министр.


Другие новости