Инициатива. Поиск. Результат.
Строительный комплекс Челябинской области.

Вступление в союз

Анкета
Образец заявления

Градостроительство

Контактная информация

454092, Россия, г. Челябинск, ул. Елькина, 84 ,
тел./факс: (351) 283-08-43
Эл. почта: chmss74@mail.ru
RSS рассылка
Версия для печати

Госстройкам укрепят торговые позиции.

Минэкономики предложило меры по поддержке стройотрасли.

31 августа 2021 года

Минэкономики разработало новые меры для повышения финансовой устойчивости строительных организаций, работающих по государственным контрактам,— для них предлагается установить обязательное авансирование не менее 70% цены стройки. Кроме того, ведомство предлагает создать единые правила изменения цен таких договоров, а также установить цифровой контроль за своевременностью их оплаты и урегулировать порядок приемки работ. Эксперты и отраслевое сообщество идеи Минэкономики поддерживают, ведомства их пока изучают.

Минэкономики подготовило пакет инициатив, направленных на повышение экономической устойчивости строительного комплекса: ведомство направило письмо со своими предложениями (есть у “Ъ”, в министерстве факт отправки документа подтвердили) в Минфин, Минстрой и аппарат правительства для их последующего обсуждения на заседании правкомиссии по региональному развитию. Минэкономики ранее уже направляло предложение ввести с 2022 года обязательное проведение электронного конкурса для контрактов с начальной стоимостью более 10 млн руб. (см. “Ъ” от 5 июля). Это предложение вошло и в новое письмо.

Среди новых инициатив — разработка единых правил корректировки госконтрактов в случае колебаний цен на стройматериалы.

Поясним, на фоне роста цен строительные компании, работающие по госзаказу, оказались в наиболее уязвимом положении из-за твердой цены контракта. Ведомства искали разные способы их поддержки — в итоге правительство утвердило механизм, позволяющий увеличить цену строительных госконтрактов, заключенных до 1 июля 2021 года, сроком не менее чем на год (см. “Ъ” от 16 августа). Минэкономики же, по сути, выступает за создание с 2022 года постоянного механизма — в законе о контрактной системе (44-ФЗ) наличие утвержденного правительством порядка изменения цены строительных контрактов предлагается установить как основание для пересмотра их существенных условий.

Среди менее «антикризисных» мер — включение в 44-ФЗ положения об обязательном авансировании госстроек в размере не менее 70%. Сейчас, как отмечает Минэкономики, в 44-ФЗ не предусмотрена обязанность авансирования по заключаемым госконтрактам — ее введение позволит снизить уровень нагрузки на подрядчиков при обслуживании процентов по банковским кредитам. Президент Национального объединения строителей Антон Глушков идею поддерживает: сейчас размер аванса может быть не более 30%, нижней границы нет, и в большинстве случаев аванс не устанавливается. По его словам, подрядчики вынуждены брать кредиты для выполнения работ и «нести убытки по причине того, что без аванса начать работы не представляется возможным».

Для обеспечения своевременной оплаты исполненных обязательств и внесения авансов Минэкономики предлагает установить цифровой контроль с использованием единой информсистемы в сфере закупок.

Так, заказчик будет размещать в системе информацию о сроках оплаты по контракту — контролировать их соблюдение будет Федеральное казначейство (напомним, само казначейство планировало ввести аналогичные нормы для всех госконтрактов, см. “Ъ” от 4 сентября 2020 года). Минэкономики ссылается на «негативную практику по превышению установленных сроков» — это, в свою очередь, может сказываться на экономической деятельности поставщиков и даже приводить к их банкротству. По мнению ведомства, такой контроль позволит минимизировать риски для подрядчиков и «дисциплинировать» заказчиков, что, в свою очередь, повысит привлекательность участия в строительных закупках для малого и среднего бизнеса.

Кроме того, Минэкономики предлагает правительству установить порядок и сроки приемки работ: за счет формализации сроков и отчетности ведомство рассчитывает уменьшить административную нагрузку на подрядчиков. Как отмечает Антон Глушков, хотя в законе предельные сроки приемки работ предусмотрены, на практике они зачастую «несоизмеримы со сроком выполнения работ».

Как отмечает вице-президент Центра стратегических разработок Диана Каплинская, вопросы обеспечения минимальной рентабельности, а также своевременной оплаты выполненных работ, особенно в условиях высокой волатильности цен, «давно стали» проблемными. «Поправки, если они найдут отражение в законодательстве одновременно, будут иметь серьезный положительный кумулятивный эффект в отрасли»,— говорит она.

В аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина “Ъ” сообщили, что получили предложения Минэкономики, «они требуют всестороннего анализа и на данный момент преждевременно их оценивать и говорить о сроках и возможности вынесения данного вопроса на заседание правкомиссии». В Минфине письмо также получили и рассматривают. В Минстрое документ не прокомментировали.

Источник: НОСТРОЙ


Другие новости