Инициатива. Поиск. Результат.
Строительный комплекс Челябинской области.

Вступление в союз

Анкета
Образец заявления

Градостроительство

Контактная информация

454092, Россия, г. Челябинск, ул. Елькина, 84 ,
тел./факс: (351) 283-08-43
Эл. почта: chmss74@mail.ru
RSS рассылка

Версия для печати

Технические регламенты и стандарты

На форуме Союза строителей города Челябинска были обсуждены вопросы развития строительного комплекса Челябинска в условиях переходного периода к новой нормативной базе, создаваемой в России в соответствии с федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 1 мая 2007 г.) Принятое по итогам обсуждения решение было направлено председателю профильного комитета Государственной думы М. Шаккуму, министру Минрегионразвития В. Басаргину, директору департамента градостроительной деятельности Минрегиона И. Пономареву.

Решение форума Союза строителей города Челябинска

1. За шесть лет, прошедших со дня введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» для большинства практических работников строительства стали очевидными его неприемлемость для строительства и отрицательные последствия попыток его реализации.

С введением в действие технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» с 1 июля 2010 года все действующие строительные нормы и правила, на которых ещё держится работа по обеспечению безопасности строительства, в соответствии с требованиями Закона утратят свою юридическую силу.

В тоже время полноценных технических регламентов нет, а новая нормативная база в виде национальных стандартов на здания и сооружения и сводов правил, предусмотренных Законом в редакции от 01–05.2007 г. № 65-ФЗ, не создается. Все это грозит серьезными негативными последствиями как в части обеспечения надежности и безопасности строящихся зданий и сооружений, так и в части развития коррупции, связанной с отсутствием четкой нормативной базы.

2. Технический регламент «О строительстве зданий и сооружений», который должен был стать основой для всех других регламентов в сфере строительства, в разработанном и представленном в Государственную Думу варианте, не соответствует своим задачам. Никаких требований по безопасности он фактически не содержит, а важнейшие строительные нормы по пожарной безопасности и санитарные нормы из строительных норм и правил передает в руки надзорных органов. Технический регламент № 123-ФЗ «О требованиях пожарной безопасности», действующий с 1 мая 2009 г., вступает в противоречие с проектом выше названного регламента «О строительстве зданий и сооружений» в части нормативного обеспечения строительной продукции.

В связи с перераспределением функций между федеральными органами исполнительной власти в области строительства, координация работ по разработке новой нормативной базы строительства фактически прекращена. Это ведёт к хаосу и ведомственным противоречиям в толковании взаимно не увязанных документов. Так, разработка, экспертиза и утверждение сводов правил, призванных заменить действующие СНиПы поручена любому федеральному органу исполнительной власти. При отсутствии координирующего органа власти, это приведёт в итоге к противоречиям при принятии решений на стадии проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации зданий и сооружений. В сфере создания национальных стандартов продолжается работа над действующими стандартами на строительные материалы, а строительство остается в стороне. Строительные стандарты переданы Ростехрегулированию, никогда строительством не занимавшемуся. В рамках «Ростехрегулирования» невозможно разрабатывать такие стандарты, так как там отсутствуют специалисты строительного профиля и уже теперь вновь разрабатываемые стандарты входят в противоречие с действующими документами и практикой строительства.

3. ФЗ-№ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» за первые месяцы после введения в действие показал, что его применение приводит к увеличению стоимости строительства и возможному развитию коррупции.

Пожарные декларации, которые необходимы в соответствии с ст. 64 ФЗ № 123 разрабатываются через аккредитованные в МЧС организации, что также приводит к увеличению стоимости строительства, а попытки разработать декларации заказчиками на строительство или проектировщиками, приводят к искусственным трудностям с их регистрацией в органах пожарного надзора.

Расчёт рисков для зданий, имеющих отступления от норм, который в соответствии с регламентом должен проводиться по каждому конкретному объекту, при отсутствии методик и необходимой для этого информации тем более недоступен для строителей.

В законе неоправданно увеличены требования по количеству натурных испытаний (табл.1 в приложении к закону), а национальные стандарты, разрабатываемые МЧС вводят такие требования к натурным испытаниям (например светопрозрачные конструкции наружных стен), в результате которых необходимо будет проводить испытания по каждому зданию, что приведёт к увеличению стоимости строительства в целом, а применение ряда технических решений будет необоснованно запрещено.

4. Постановлением Правительства № 87 от 16 февраля 2008 г., приказами МЧС России и Минрегиона России, а затем Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности введены требования о разработки специальных технических условий (СТУ). Для реализации этого требования в Минрегионе создан целый отдел, а в МЧС России согласования СТУ проводят органы надзора. Стоимость согласований подчас превышает все возможные границы, СТУ в современном виде не выполняют своей роли и эту практику следует прекратить.

Решение

Обратиться в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и Правительство Челябинской области со следующими предложениями:

  1. Прекратить в основном действие в строительстве ФЗ № 184 " О техническом регулировании» и ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также созданных на его основе национальных стандартов и сводов правил до утверждения Проекта технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», в котором предусмотреть его приоритетное действие и координацию всех нормативных документов в строительстве. Установить, что в строительстве в качестве обязательных технических норм действуют строительные нормы и правила (СНиП), как система документов, соответствующая принятым в мире принципам нормирования в строительстве, отвечающая требованиям организации и технологии строительства и обеспечения безопасности строительных объектов до полной разработки всей базы нормативных документов в строительстве. 
  2. Координацию деятельности в области нормирования строительной продукции поручить единому органу, специализирующемуся в строительстве, исключив коррупционные составляющие, ведущие к увеличению стоимости строительства и эксплуатации зданий.